Депрессия у детей и подростков

Главная » Депрессия » Депрессия у детей и подростков

Депрессия у детей и подростков

Депрессия у детей и подростковВ последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

На что необходимо обращать внимание родителям?

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Обследование ребенка с депрессией

Для уточнения диагноза необходима обязательная консультация психиатра. В школах необходимо наличие психологов, которые бы динамически наблюдали детей, и к которым, в случае необходимости, дети могли обратиться за советом. Так же психолога необходимо посещать детям из группы риска по развитию депрессии вне зависимости от состояния. Это поможет избежать развития тяжелой симптоматики, и позволит детям найти собеседника, с которым можно поделиться тайнами и получить совет.

Лечение детей с депрессией

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

В педиатрической практике очень хорошо себя зарекомендовал препарат Адаптол. Этот препарат очень хорошо переносится, не имеет побочных действий, не вызывает сонливости. Препарат нормализует сон, улучшает настроение, усиливает устойчивость организма к психо-эмоциональным нагрузкам. Принимать препарат необходимо в дозировке 300 мг по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность лечения от 2-х недель до месяца. При выраженной симптоматике, адаптол необходимо принимать в дозировке 500 мг 2-3 раза в день на протяжении 3-х недель, а затем перейти на дозировку 300 мг и продолжить прием еще 1 месяц. Этот препарат помимо психо–эмоциональной симптоматики, так же хорошо снимает соматические проявления депрессии: уходит боль, нормализуется температура. Применение адаптола при частых головных болях, болях в сердце, частых повышениях температуры тела, является одним из способов точно установить диагноз и выделить из группы детей пациентов с депрессией.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Профилактика депрессии у детей

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния, поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.

Источник: https://medicalj.ru/diseases/psychiatrics/103-children-depression

Депрессия у ребенка

Депрессия - расстройство, характеризующееся классической триадой: снижением настроения (гипотимия), моторной и идеаторной заторможенностью. Симптомы депрессии близки к тем расстройствам, которые наблюдают в зрелом возрасте, но имеет существенное отличие. В детском возрасте на первый план выступают соматовегетативные симптомы депрессии, тогда как аффективная составляющая представлена чувством подавленности, угнетённости, скуки, реже переживанием аффекта тоски.

Код по МКБ-10

F33 Рекуррентное депрессивное расстройство

Эпидемиология

Точных и сопоставимых данных о частоте депрессий у детей нет, поскольку они достаточно часто протекают атипично и не диагностируются.

Причины депрессии у ребенка

Причины и механизмы развития эндогенных депрессий неизвестны, хотя установлен ряд факторов, участвующих в развитии болезни. Основное значение придают конституционально-наследственному фактору.

Депрессия у детей способна развиваться вследствие таких факторов:

  • Патология, возникшая в раннем неонатальном периоде из-за хронической гипоксии находящегося внутри матки плода, внутриутробных заражений, энцефалопатии у новорожденного;
  • Проблемы и конфликтные ситуации в семье, неполная семья, отсутствие родительской заботы;
  • Подростковые проблемы – в окружении появляются лидеры, диктующие модель поведения в компании. Те, кто этой модели не соответствует, оказывается вне общественной жизни. Из-за этого и возникает отчуждение ребёнка, которое наводит его на депрессивные мысли;
  • Частые переезды с места на место – при таких условиях ребёнку будет сложно завести постоянный круг общения и обрести настоящих друзей.

Причинами депрессии у ребёнка могут также быть острые стрессы – такие, как тяжёлая болезнь или смерть родственников, ссоры с роднёй или сверстниками, распад семьи. Хотя депрессия может начаться без привязки к каким-то чётким причинам – внешне, как физически, так и в социальном плане, всё может быть хорошо. В таком случае дело в нарушениях нормального функционирования биохимической деятельности в мозге.

Бывают также и сезонные депрессии, проявляющиеся вследствие особенной чувствительности организма ребёнка к разным климатическим условиям (в основном наблюдается у детей, которые получали травмы во время родов или перенесли гипоксию).

Патогенез

Современные исследования позволяют сделать заключение, что депрессивные расстройства имеют мультифакторный патогенез – в него входят биохимические, психологические, социальные факторы, а также генетика и гормоны.

Часто депрессия у детей является реакцией на сложную жизненную ситуацию – эту форму депрессии называют реактивной.

Если остановиться исключительно на биологической причине депрессии, то таковой является дефицит моноаминов и уменьшение чувствительности рецепторов, из-за которого кругооборот моноаминов ускоряется (компенсируя утрату чувствительности), приводя к истощению нейрональных депо. Дифференциация нейромедиаторных моноаминовых систем по функциональному признаку производится таким образом:

  • Дофаминовая, которая регулирует моторную схему, отвечая за процесс развития психостимулирующего эффекта;
  • Норадреналиновая, обеспечивающая поддержку уровня бодрствования и общее активирующее воздействие, а также формирующая когнитивные реакции, необходимые для адаптации;
  • Серотониновая, контролирующая показатель агрессивности, регуляцию аппетита, импульсы, циклы бодрствования и сна, а также имеющая антиноцицептивный и тимоаналептический эффект.

Симптомы депрессии у ребенка

Психотические формы депрессий практически не встречают у детей до 10 лет. Депрессивные расстройства наблюдают в виде эпизодов рекуррентного или биполярного аффективного расстройства в виде фаз, разделённых светлыми промежутками.

Больные вялы, жалуются на физическую слабость, говорят, что им хочется полежать, что они устали, всё надоело, ничего не радует, ничего не хочется делать и вообще «глаза не смотрели бы на белый свет». У них нарушен сон (трудности засыпания, неспокойный сон со сновидениями и пробуждением), снижен аппетит. Падает когнитивная продуктивность за счёт замедления ассоциативных процессов. Дети перестают справляться со школьной нагрузкой, отказываются посещать школу. Себя считают глупыми, никчёмными, плохими. При выраженных депрессиях появляются рудименты идей самообвинения и виновности. Например, 5-летний П. мотивировал свой отказ от еды тем, что «он самый плохой мальчик в мире и его не надо кормить».

Периоды утяжеления депрессии проявляются в характерных состояниях ажитации или заторможенности. Состояния ажитации в виде двигательного беспокойства и суетливости сопровождаются внешне немотивированным долгим неутешным плачем, причитанием типа «ой, плохо, плохо мне», истерическими реакциями или агрессией на настойчивые попытки родственников их успокоить.

Следует отметить, что родители часто не понимают состояния своего ребёнка, принимают его поведение за каприз, распущенность, в связи с чем используют неадекватные меры воздействия, что приводит к усилению ажитации ребёнка и даже суицидальным попыткам. Дети дошкольного и младшего школьного возраста часто не могут объяснить своего состояния во время плача, говорят: «не помню, не знаю». Периоды ажитации могут сменяться состоянием заторможенности, когда они часами сидят на одном месте со скорбным выражением глаз.

В детском возрасте при депрессии в рамках рекуррентного расстройства можно отметить особый суточный ритм депрессии с ухудшением состояния в вечернее время, в отличие от типичных для подросткового и зрелого возраста суточных колебаний с наибольшей выраженностью депрессии в первую половину дня.

Следует отметить, что нет прямой зависимости суицидального риска от тяжести депрессии. Наиболее суицидоопасными считают бредовые депрессии, которые редко наблюдают в детском возрасте. Возможно, с этим связана относительная редкость попыток самоубийств в детском возрасте, особенно младшем. Однако это не исключает возможной суицидальной попытки при относительно лёгкой депрессии. Решению о суициде способствуют дополнительные условия в виде ссор, обид, незаслуженных обвинений и др. У подростков риск суицида многократно возрастает, что связано с преобладающей структурой депрессии в этом возрасте (резонёрствующая депрессия) и стой сенситивностью, чувствительностью к внешним воздействиям, которая свойственна больным этого возраста.

Депрессии могут протекать атипично, маскируясь другими психопатологическими и соматопсихическими расстройствами. Особый тип маскированных депрессий-соматизированные формы. У детей на фоне умеренного изменения аффекта развиваются разнообразные соматовегетативные расстройства, имитирующие различные соматические заболевания. Внешние проявления снижения настроения - падение энергетического потенциала и соматического тонуса. Дети жалуются на вялость, слабость, скучное настроение. Окружающие отмечают, что ребёнок капризен, плаксив, не интересуется игрушками, не реагирует на подарки. Эти особенности поведения и аффективного реагирования ребёнка врачи и родители связывают с мнимым соматическим неблагополучием ребёнка. Как правило, детей в этих случаях помещают в соматический стационар, где результаты обследования не могут объяснить стойкий характер соматических жалоб больного. В течение длительного периода, в отдельных случаях до нескольких лет, больных продолжают обследовать в педиатрических и неврологических клиниках и направляют к психиатру нередко спустя годы после начала заболевания.

Основные типологические варианты соматизированных депрессий в первую очередь связаны с нозологической принадлежностью депрессии. Депрессивные синдромы можно наблюдать в рамках различных форм шизофрении, аффективных расстройств настроения, невротических и связанных со стрессом расстройств.

При рекуррентных депрессиях и депрессивных синдромах в рамках периодически протекающей шизофрении достаточно часто наблюдают вариант с гипертермией и скрытой депрессией. Особенность нарушений терморегуляции у больных - значительные колебания температуры от субфебрильных до высоких с падением до гипотермических показателей, специфических суточных колебаний (утренним пиком с последующим снижением в течение дня или вечерним пиком и падением ночью), сезонный периодический характер. Наряду с гипертермией больные жалуются на головные боли, головокружение, тошноту и рвоту, что требует исключения не только соматического, но и неврологического заболевания.

Наиболее частые проявления соматизации при эндогенных депрессиях - появление болевых симптомов, которые могут локализоваться в любых частях тела, носить приступообразный или постоянный характер. Как правило, неприятные телесные ощущения и боли не соответствуют проявлениям известных соматических заболеваний и не поддаются лечению симптоматическими средствами.

В одних случаях преобладают симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, в других - сердечно-сосудистой системы, в третьих - органов дыхания и т.п.

Для детей раннего возраста при эндогенных депрессиях наиболее характерны изменения ритма и качества сна, снижение аппетита, временная приостановка в развитии и псевдорегрессивные вегетативные расстройства. Последние характеризуются частичной утратой речевых и моторных навыков, появлением энуреза и энкопреза.

В.Н. Мамцевой (1987) даны развернутые описания псевдоневрологических симптомов при скрытой эндогенной депрессии у детей, так называемые неврологические маски. Основное место в клинической картине занимают жалобы на головные боли, которые в начале заболевания носят приступообразный характер, но затем становятся почти постоянными. Часто жалобы носят вычурный, необычный характер - «жжёт», «пузырьки больно лопаются», «кажется, что в сосудах вода вместо крови» и др. Нередко жалобы несут в себе оттенок бредовых или галлюцинаторных переживаний больного. Больной С. охарактеризовал свои жалобы на головную боль как «кусают». На вопрос, кто кусает, ответил: «не знаю». Наряду с головными болями у больных отмечают головокружения, которые не носят обычного вращательного характера. Больные жалуются, что кружится внутри головы, при этом может иметь место ощущение полёта, сопровождающееся деперсонализацией и дереализацией.

В.Н. Мамцевой в рамках неврологических масок описаны также приступы, напоминающие атипичные эпилептиформные, протекающие с ощущением резкой слабости, нарушением походки, иногда сопровождающиеся падением, но без потери сознания.

Для подростковых депрессий характерно значительное число атипичных фаз, затрудняющих диагноз. Для соматизированных депрессий характерно наличие массивных вегетативных дисфункций (потливость, зябкость, тахикардия, запоры, сосудистые дистонии и др.).

Достаточно часто в подростковом возрасте отмечают относительно неглубокие депрессии, которые маскируются нарушениями поведения, что затрудняет их диагностику. В МКБ-10 данный вариант депрессии выделен в отдельную рубрику - смешанные расстройства поведения и эмоций.

Депрессия у детей может проявляться по-разному – здесь всё зависит от условий жизни ребёнка, его возраста и прочих факторов. Первичными признаками начала депрессии являются – перепады в настроении, непонятная, ничем не объяснимая грусть, чувство безнадёжности. Прочие симптомы депрессии у ребёнка:

  • Нарушения аппетита – повышение или наоборот его пропажа;
  • Сонливость или бессонница;
  • Раздражительность;
  • Регулярные перепады в настроении;
  • Ребёнок чувствует себя никчемным, появляется чувство безнадежности;
  • Суицидальные мысли;
  • Скука и незаинтересованность;
  • Истеричность, капризность, слёзы;
  • Постоянная усталость;
  • Нарушения памяти;
  • Потеря концентрации;
  • Заторможенность и неловкость;
  • Проблемы в учёбе;
  • Слабость, появление беспричинных болей, тошнота и головокружение;
  • У подростков проявляются проблемы с различными сильнодействующими лекарствами или алкоголем.

Также при депрессии у ребёнка может наблюдаться высокая чувствительность и жалостливость, недовольство тем, как к нему относятся окружающие, сомнения в родительской любви.

Школьники младшего возраста, находясь в состоянии депрессии, боятся ответов у доски, не желают ходить в школу, забывают выученное, когда их об этом спрашивает учитель.

Первые признаки

Возникновение депрессии у ребёнка может произойти постепенно, но она также может появиться и внезапно. Он становится чересчур раздражительным, у него появляется постоянное ощущение скуки и беспомощности. Окружающие отмечают, что ребёнок стал либо перевозбуждённым, либо наоборот слишком медлительным. У больных детей также появляется чрезмерная самокритичность или же они начинают думать, что окружающие поддают их несправедливой критике.

Первые признаки депрессии обычно малозаметны окружающим, им не придают особого значения. Именно из-за этого бывает сложно найти связь между возникшими симптомами и понять, что их причиной является именно депрессия.

Важным моментом является своевременное обнаружение у ребёнка симптомов суицидального поведения – они обычно разнятся в зависимости от того, в каком возрасте находится больной. Депрессия у детей, а также подростков в этом случае выражается в виде прекращения общения с друзьями и одержимостью идеей смерти.

Многие дети, страдающие от депрессии, проявляют признаки чрезмерной тревожности – слишком переживают по любому поводу или боятся расставаться с родителями. Такие симптомы в некоторых случаях проявляются ещё до того, как сама депрессия была у них диагностирована.

Осенняя депрессия у детей

Многие думают, что от осенней депрессии в основном страдают взрослые, но и детей это заболевание тоже не обошло стороной. У каждого возраста такая депрессия проявляется по-своему, так что следует прояснить для себя, какие симптомы характерны каждой группе детей:

  • Малыши капризничают во время приёма пищи, от большинства продуктов вообще отказываются, отличаются заторможенностью в реакциях, набор веса у них идёт очень медленно;
  • Депрессия у детей дошкольного возраста проявляется в слабом проявлении мимики, «старческой» походке. Также они становятся слишком тихими и грустными;
  • Симптомами осенней депрессии у детей младшеклассников являются замкнутость, беспричинная тоска, нежелание общаться с друзьями, безразличие к учёбе и играм;
  • Старшеклассники в состоянии депрессии становятся чрезмерно плаксивыми или даже агрессивными. У них пропадает интерес к окружающей жизни, ухудшается память, пропадает желание активной деятельности, они медленно реагируют на новую информацию.

Сезонную депрессию нужно своевременно распознать. В противном случае она перерастёт в хроническую, а при таком раскладе у ребёнка могут появиться даже суицидальные мысли. Это, конечно же, наихудший расклад, но лучше перестраховаться и выявить заболевание заранее.

Депрессия у детей до года

Депрессией называют психическое расстройство, выражающееся в самых разнообразных формах и симптомах. Среди них пропажа интереса к активной деятельности, постоянная подавленность, медлительность мышления, физиологические симптомы, такие, как пропажа аппетита или бессонница, появление множества необоснованных страхов.

Депрессия у детей и взрослых очень отличается по выраженности симптомов. К примеру, в отличие от взрослых, которые при депрессии входят в так называемую стадию «социального отступления», ребёнок может становиться чересчур грубым и агрессивным.

Также следует понимать, что такие симптомы, как проблемы с обучением и вообще отказ от него, рассеянность и отсутствие концентрации могут свидетельствовать не только о депрессии – причиной такого поведения может быть ещё и так называемый синдром дефицита внимания. Учитывайте также и то, что для каждого возраста существуют свои признаки депрессии, хотя некоторые общие проявления тоже имеются.

Депрессия у детей до года или двух мало изучена, о ней совсем немного информации. Маленькие дети, если не имеют возможности сформировать свою привязанность, так как материнская ласка и забота отсутствуют, проявляют признаки, которые схожи с появлением депрессивного расстройства: это отчуждение, апатичность, снижение веса, проблемы со сном.

Депрессия у детей дошкольного возраста

Большинство родителей тяжело справляются с депрессией у детей дошкольного возраста. Многие дети имеют уязвимость к развитию психических расстройств, но при этом, если депрессию им ещё не диагностировали, к ним могут относиться как к излишне непослушным, ленивым, отрешённым, излишне застенчивым, что в корне неверно, а только усугубляет ситуацию.

Сейчас депрессия у детей нередко объясняется такими причинами, как синдром дефицита внимания, временная реакция на стрессовую ситуацию, нарушение оппозиционно-вызывающего типа. Когда у детей наблюдаются подобные заболевания, нужно понимать, что они могут идти вместе с депрессией либо неправильно диагностироваться вместо неё.

Возраст с рождения до 3х лет: в этот период признаком расстройства может быть задержка в развитии, у которой нет никакой видимой физической причины, трудности с кормлением, частые истерики и капризы.

3-5 лет: у ребёнка появляются гиперболизированные страхи и фобии, может проявляться заторможенность или регресс в развитии (на важнейших этапах – например, когда его приучают к туалету). Дети могут постоянно и преувеличенно извиняться за мелкие погрешности, вроде неубранных игрушек или рассыпанной еды.

6-8 лет: в расплывчатых формулировках жалуется на проблемы с физическим состоянием, временами ведёт себя агрессивно. Также очень цепляется за своих родителей и не желает воспринимать чужих людей.

Депрессия у детей школьного возраста

Депрессия у детей школьного возраста имеет форму ступидной – при ней наиболее явным симптомом выступает умственная заторможенность. Проявляется она в виде резкого падения учебной успеваемости, так как ребёнок теряет способность воспринимать новую информацию, у него возникают проблемы с памятью, ему трудно сосредоточиться и воспроизводить новый, недавно освоенный материал.

Если ступидная депрессия у детей становится затяжной, на её фоне развивается депрессивная псевдодебильность, которая создаёт в подростках самоуничижительные идеи о собственной несостоятельности во всех сферах, как в школе, так и в отношениях со сверстниками. Помимо этого у детей могут возникать агрессивные или истерические реакции на окружающих. Если у ребёнка наблюдается такая депрессия, нужно обратиться к психиатру, чтобы установить показатель его интеллекта – это позволит исключить возможность умственной отсталости.

Депрессия в любой форме является серьёзной проблемой и её обязательно нужно лечить. При этом следует воспользоваться помощью квалифицированного врача – психиатра или психотерапевта. Лишь профессионал сможет за множеством различных поведенческих нарушений отыскать симптомы депрессии и подобрать оптимальное лечение, которое поможет больному.

Формы

Единой классификации депрессивных расстройств у детей нет. Классификация аффективных расстройств, включая депрессии, представлена ниже.

  • F31 Биполярные аффективные расстройства.
  • F31.3-F31.5 Текущий депрессивный эпизод различной степени тяжести в рамках биполярного аффективного расстройства.
  • F32 Депрессивный эпизод.
    • F32.0 Лёгкий депрессивный эпизод.
    • F32.00 Лёгкий депрессивный эпизод без соматических симптомов.
    • F32.01 Лёгкий депрессивный эпизод с соматическими симптомами.
    • F32.1 Умеренный депрессивный эпизод.
    • F32.10 Умеренный депрессивный эпизод без соматических симптомов.
    • F32.01 Умеренный депрессивный эпизод с соматическими симптомами.
    • F32.3 Тяжёлый депрессивный эпизод с психотическими симптомами.
    • F32.8 Другие депрессивные эпизоды.
    • F32.9 Депрессивные эпизоды неуточнённые.
  • F33 Рекуррентное депрессивное расстройство.
  • F34 Хронические (аффективные) расстройства.
  • F38 Другие (аффективные ) расстройства настроения.

Осложнения и последствия

Депрессия – это очень тяжёлое психологическое расстройство, которое развивается в основном на фоне различных стрессов или длительных травмирующих ситуаций. Иногда депрессия у детей может маскироваться под видом плохого настроения или объясняться индивидуальными особенностями характера. Поэтому, чтобы не возникло серьёзных последствий и осложнений, нужно своевременно выявить депрессию и выяснить, что стало её причиной.

Эмоциональные проявления во время депрессии весьма разнообразны. Среди них выделяют пониженную самооценку, чувство отчаяния и тревоги. Человек, имеющий депрессивное расстройство, постоянно ощущает усталость, находится в печальном и грустном состоянии. Его поведение при этом тоже меняется. О наличии депрессии говорит также утрата человеком способности совершать целенаправленные действия. Иногда доходит до того, что больной депрессией привязывается к наркотикам или алкоголю, чтобы облегчить приступы тревоги и тоски.

В целом, депрессия часто становится причиной развития наркотической или алкогольной зависимости, так как они способны помочь отрешению и появлению ложного ощущения хорошего настроения. Последствием депрессии могут быть и разнообразные социальные фобии.

Диагностика депрессии у ребенка

Практикующие врачи считают, что для диагностики депрессии у ребёнка очень полезным будет использование специальных опросников, а также оценочных рейтингов. Среди них: рейтинг детских депрессий от Центра эпидемиологических исследований, опросник детских депрессий и самооценочный рейтинг депрессии. Но самым популярным и наиболее действенным методом диагностики считается проведение клинического интервью с самими ребёнком, его родственниками, а также прочими взрослыми, которые знакомы с ним и знают о его состоянии и проблеме.

Депрессия у детей не диагностируется при помощи специфических биологических тестов, хотя существуют некие биологические маркеры, которые сейчас изучают на предмет того, подойдут ли они в качестве диагностического метода.

К примеру, у некоторых больных на тяжёлом депрессивном этапе проявляется гипосекреция гормона, отвечающего за рост. Такая реакция является ответом на инсулининдуцированную гипогликемию. Существуют также случаи, при которых секреция гормона роста находится на чрезмерном пике во время сна.

Но пока что по-настоящему чувствительные методы специфической диагностики, которые могут иметь большое значение в процессе выявления депрессивного состояния, всё ещё не разработаны, однако можно выделить диагностические критерии:

  • Снижение настроения с мрачным пессимистическим видением будущего (бессмысленностью существования при так называемой резонёрствующей депрессии).
  • Идеаторная заторможенность (не всегда) со снижением способности к сосредоточению и вниманию.
  • Моторная заторможенность (вялость, чувство необъяснимой усталости).
  • Идеи самоуничижения и виновности (в лёгких случаях - заниженная самооценка, неверие в свои силы).
  • Соматовегетативные расстройства, характерные для депрессии, - нарушение сна, снижение аппетита, запоры.

Как обследовать?

Исследование нервно-психической сферы

Дифференциальная диагностика

Для врача-педиатра наиболее актуальна дифференциальная диагностика между соматизированной депрессией и соматическим заболеванием с депрессивной реакцией на болезнь. Дифференциальная диагностика в первую очередь требует исключения соматического расстройства. Это оценивают по совокупности результатов лабораторных и инструментальных методов исследования, врачебного наблюдения. Наличие признаков депрессивного расстройства требует дополнительной консультации психиатра, по заключению которого решают вопрос о месте и методах лечения.

Дифференциальную диагностику депрессии проводят с прочими аффективными нарушениями, например, дистимией, а также биполярным аффективным расстройством. Последнюю болезнь особенно актуально дифференцировать у молодых пациентов.

Также проводится диагностика с такими психическими заболеваниями, как шизофрения, шизоактивное нарушение, деменция. Помимо этого нужно различать депрессию с зависимостью от различных психотропных препаратов (которые принимались как нелегально, так и по назначению врача) и состояниями, которые проявились как результат неврологических или соматических болезней.

Если депрессия у детей имеет психотическую симптоматику, помимо антидепрессантов назначают ЭСТ или нейролептики. Если у больного проявляются такие атипичные симптомы, как повышение аппетита с большой тягой к сладостям и пище, насыщенной углеводами, а также чувство тревоги, перепады в настроении, сонливость и нежелание принимать отказ – нужно прописывать либо лекарства, которые усилят серотонинергическую активность, либо ингибиторы моноаминооксидазы.

Депрессия, имеющая психотические признаки (галлюцинации, бред), может по содержанию как совпадать с депрессивными мотивами, так и не совпадать. У кататонических проявлений наблюдаются такие признаки, как негативизм, психомоторные проблемы, эхопраксия и эхолалия.

К кому обратиться?

Педиатр

Психиатр

Лечение депрессии у ребенка

Для лечения депрессии у ребёнка применяют современные антидепрессанты следующей группы – селективные ингибиторы, действующие с обратным серотониновым захватом. В эту группу входят такие лекарства: пароксетиновый, флуоксетиновый препараты, циталопрам, сертралиновое лекарство, эсциталопрам. Они оказывают успокаивающее и обезболивающее воздействие на организм, помогая одолевать навязчивые страхи и справляться с приступами паники.

Эффективность у этих лекарственных веществ не хуже, чем у препаратов прочих групп, и при этом риск проявления побочных реакций вследствие их приёма гораздо ниже, если сравнивать с трициклическими антидепрессантами.

Депрессия у детей и подростков также лечится при помощи терапии когнитивно-поведенческого типа. Она помогает ребёнку справляться с возникающими у него психологическими проблемами и отрицательными эмоциями, благодаря чему он гораздо легче адаптируется в социуме.

Среди заданий индивидуальной психотерапии – обучение школьника правильно выражать собственные эмоции, рассказывать о каких-либо травмирующих моментах и преодолевать эти трудности.

Если в семье есть какие-либо проблемы во взаимоотношениях между родственниками, а у родителей не получается отыскать общий язык со своим чадом, здесь может помочь семейная психотерапия.

Лекарства

В процессе лечения депрессии весьма эффективными могут быть флуоксетиновые антидепрессанты. Но при этом следует понимать, что может пройти 1-3 недели, пока ребёнку станет лучше. В некоторых случаях для возникновения улучшений должно пройти даже по 6-8 недель.

Нужно следить за тем, что ребёнок принимает лекарства именно так, как ему предписал врач. Если есть какие-либо сомнения или вопросы насчёт приёма препаратов или же спустя 3 недели после начала их приёма не произошло никаких изменений к лучшему, нужно обсудить это с лечащим врачом.

Депрессия у детей лечится при помощи витаминов (особенно эффективен витамин С), часто применяют вещества группы В, витамин Е и фолиевую кислоту.

Хороший противодепрессивный эффект имеет магний (в виде магнерота и Магне В6).

Среди лекарств, помогающих при депрессии, отмечают БАД «5-НТР Power», «Сиренити», а также «Вита-Триптофан». В них содержится 5 гидрокситриптофан, который улучшает процесс синтеза серотонина в организме. Препарат является медиатором хорошего настроения и работает в качестве нелекарственного антидепрессанта.

Ещё одним антидепрессивным средством является Зверобой, в котором есть гиперицин, который улучшает продуцирование в организме гормонов хорошего настроения.

Дети в возрасте после 12 лет могут принимать лекарство «Негрустин».

Витамины

Депрессия у детей может лечиться также при помощи различных витаминов. Следует рассмотреть подробнее, какова потребность в витаминах у подростков:

  • Необходимо принимать до 2 г витамина С ежедневно. Причём это должна быть не аскорбиновая кислота, а натуральный продукт, в котором помимо витамина будут содержаться биофлаваноиды. Без этой добавки усвоение полезного вещества будет не настолько эффективным;
  • Группа В-6 – витамины в виде пиридоксаль фосфата либо пиридоксина (дозы необходимо разделять, постепенно увеличивая размер);
  • Витаминный комплекс, в котором содержатся марганец и цинк;
  • Кальциевый комплекс, внутри которого вместе с кальцием имеются такие элементы, как цинк, бор, магний, хром и хелатная форма витамина D-3, так как в ней этот витамин лучше усваивается организмом;
  • Таблетки, содержащие прессованную морскую капусту, йодированная соль, либо ламинарии.

Помимо этого следует принимать поливитаминный комплекс, в котором, кроме всего прочего, есть и железо, предотвращающее развитие анемии. Также там содержится очень полезный витамин молибден, способствующий нормализации баланса при росте костей во время полового созревания.

Также подросткам рекомендуется пить травяной чай с добавлением ложки мёда – он оказывает успокаивающий эффект – и съедать на ночь экстракт валерианы (по 2 таблетки).

Народное лечение

Депрессией называют подавленное, угнетённое настроение, которое сопровождает почти каждое психическое нарушение.

В основном депрессия у детей появляется в случаях, когда мозгу приходится столкнуться с серьёзной психологической проблемой, занимающей его настолько сильно, что у него не получается справляться с прочими делами, которым необходимо уделить внимание. В таком положении проблема начинает поглощать все наличные психические ресурсы, из-за чего через некоторое время человек уже не сможет мыслить здраво и совершать адекватные поступки. Как итог – из-за нервного перенапряжения начинаются когнитивные, эмоциональные и т.д. проблемы, которые демонстрируют сбой в мозговой деятельности.

Чтобы укрепить нервную систему, можно обратиться к народному лечению:

  • Ванны с настойками из тополиных листьев;
  • Утренние обтирания подсоленной водой;
  • Употребление настойки из корня женьшеня;
  • Употребление экстракта элеутерококка;
  • Отвар, изготовленный из листьев мяты (в стакан с кипятком добавляется 1 ст.л. настойки). Пить нужно по полстакана с утра и перед сном. Можно также добавлять листья мяты в чай;
  • Настойка из корней цикория (в стакан с кипятком добавляется 1 ст.л. цикория). Приём: 1 ст.л. 6 раз/день.

Лечение травами

Депрессия у детей может также лечиться при помощи различных лечебных трав. Лечение травами может производиться с использованием описанных ниже рецептов.

Корень заманихи заливают 70% спиртом (пропорции 1к10) и настаивают. Приём осуществляется в дозировке 30-40 капель перед едой дважды/трижды ежедневно.

3 ст.л. измельченной соломы заливают 2мя стаканами кипятка и настаивают. Получившийся отвар нужно выпить за сутки. Настойка оказывает на организм общеукрепляющий и тонизирующий эффект.

1 ст.л. цветков ромашковой астры заливают 1 стаканом кипятка, после чего охлаждают и процеживают. Настойку нужно пить по 1 ст.л. 3-4 раза/день. Отвар помогает укрепить нервную систему и добавить ей тонуса.

Засушенные листья или корни женьшеня нужно залить кипятков (пропорция 1к10), после чего настоять. Приём осуществляется в дозировке 1 ч.л. ежедневно.

Нарезанные листья/корни женьшеня заливаются 50-60% спиртом в пропорциях на листья 1,5к10, на корни 1к10. Настойку пьют дважды/трижды ежедневно по 15-20 капель.

1 ч.л. корня низбегающего дягиля заливают стаканом кипятка и настаивают. Употреблять нужно по полстакана 3-4 раза/сутки. Настойка помогает при нервных истощениях, укрепляя и тонизируя нервную систему.

Гомеопатия

Когда наблюдается депрессия у детей, для лечения можно использовать и гомеопатические средства.

Когда депрессия сочетается с бессонницей, следует принимать Арнику 3, 6 и 12 разведения. От депрессий хорошо лечит и Ацидум Фосфорикум (так называют фосфорную кислоту) 3х, 3, 6 и 12 разведения.

Арника горная помогает, когда больной демонстрирует безразличие, не может действовать самостоятельно, угрюмый. Также стремится к одиночеству, плаксив и гиперчувствителен. Ещё проявляется рассеянность, нервно-психическое возбуждение, раздражительность, своеволие. Днём может выглядеть сонливым, заснуть ему при этом не удаётся.

Sepia лечит при сильных проблемах с памятью, неспособности к умственной деятельности, раздражительности и обидчивости. Также помогает, если ребёнок начинает бояться одиночества, становится грустным и тревожным. У него наблюдается слабость и психическое истощение. Находясь в компании, испытывает перевозбуждение, но в остальное время очень угрюм. Днём его сильно тянет в сон, но по ночам заснуть удаётся с трудом.

Цинк валериановокислый хорошо действует при сильной бессоннице и головных болях, а также истериях и ипохондрии.

Фосфорная кислота помогает при нервных истощениях, ухудшении памяти, неспособности думать. Ребёнок очень раздражителен и неразговорчив, сосредотачивается на собственном внутреннем мире. Он становится апатичным и безразличным к окружающему миру. Ему трудно подбирать нужные слова и собираться с мыслями. Наблюдается сильная сонливость, ему тяжело просыпаться, снятся тревожные сны.

Гомеопатия хорошо справляется с психологическими проблемами и помогает от депрессии.

Источник: https://ilive.com.ua/health/depressiya-u-rebenka_76872i15937.html

Депрессия у детей и подростков – Симптомы

Депрессия у детей и подростков может появиться как внезапно, так и постепенно. Ребенок кажется больше раздражительным, чем просто в плохом настроении, он постоянно скучает и чувствует себя беспомощно. Окружающие люди замечают, что движения больного ребенка стали более медлительны или неугомонны, или чрезмерно возбужденные. Ребенок становиться самокритичным или верит, будто окружающие его люди постоянно не справедливо критикуют его.

Вначале болезни симптомы всегда незначительны и малозаметны. Поэтому, очень трудно увидеть связь между симптомами и сопоставить их с депрессией.

Дети, страдающие депрессией, могут иметь следующие симптомы:

  • Раздражительность
  • Приступы гнева
  • Беспричинные боли, например, головы или желудка
  • Трудно мыслить или принять решение
  • Нарушение сна или постоянное желание спать
  • Перепады аппетита, что ведут к чрезмерному набиранию веса или его потере, или ребенок не набирает вес, согласно возрастной шкале
  • Низкая самооценка
  • Чувство вины или безнадежности
  • Постоянна усталость и упадок сил
  • Отчужденность от общества, например, потеря интереса к общению с друзьями
  • Частые мысли о смерти или суицидальные мысли

Очень важно вовремя заметить у ребенка или подростка признаки суицидального поведения. Эти признаки зависят от возраста больного. У детей и подростков таким признаком является одержимость смертью и разрыв отношений с друзьями.

У многих детей, больных депрессией, наблюдаются симптомы синдрома тревожности, например, чрезмерное переживание по любому поводу или боязнь расстаться с родителями. Иногда эти симптомы появляются еще до диагностирования депрессии.

При тяжкой форме депрессии у ребенка могут появиться такие симптомы как галлюцинации, когда ребенок слышит не существующие голоса, или иллюзии, когда ребенок верит в бредовые идеи. Галлюцинации чаще встречаются у маленьких детей, тогда как у иллюзии больше свойственны подросткам.

Различить обычные перепады настроения или угрюмости и симптомы депрессии очень трудно. Нечастое плохое настроение или раздражительность вполне естественно. Такие чувства помогают ребенку справиться с горем или пережить жизненные трудности. Например, скорбь это естественная реакция на потерю, такую как смерть одного из родственников, смерть любимого домашнего животного, потерю друга или развод родителей. В результате большой утраты, ребенок может грустить на протяжении долгого времени. Однако, если такое настроение не проходит и начинает влиять на жизнь ребенка, у него могут появиться симптомы такого расстройства настроения как депрессия или дистимия (депрессия, которая длиться в легкой форме на протяжении длительного времени). А эти состояния уже нуждаются в лечении.

Иногда, после диагностирования депрессии у ребенка со временем диагностируют биполярное расстройство. Дети с биполярным расстройством переживают резкие перепады настроения, например, очень депрессивное, угнетенное настроение сменяется чрезмерно возвышенным, которое еще называют манией. Однако подобные симптомы во время депрессии могут быть вызваны и другими заболеваниями.

В большинстве случаев очень трудно отличить биполярное расстройство от депрессии. очень часто, такие дети сперва диагностированы депрессией и только после первого приступа мании, врач ставит диагноз биполярное расстройство. Хотя эти два заболевания схожи между собой, они требуют различного курса лечения. Как и депрессия, биполярное расстройство имеет склонность передаваться по наследству, поэтому если в вашей семье были случаи этого заболевания, обязательно сообщите об этом врачу. (Более детальную информацию об этой теме вы найдете в статье «Биполярное расстройство у детей и подростков»).

Источник: https://www.eurolab.ua/depression/2903/21796/